А равинът Меир Кахан не е терорист, така ли? И също не е вярно, че Израел става държава благодарение на тероризма. А това дали е вярно:
"
Шахматы на крови. Устранение израильтянами духовного лидера ХАМАСа чревато обострением обстановки не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире
Георгий Мирский Рисовать портрет этого человека был бы рад любой художник - настолько незаурядна была его внешность. Длинная седая борода, узкое худое лицо аскета, облик духовного пастыря, благочестивого мудреца, отрешенного от мира. Это впечатление еще более усиливалось физической немощью: шейх Ахмед Ясин с детских лет был прикован к инвалидной коляске. Закрыты пути к активной деятельности, недоступны многие радости жизни. Но для уникальной личности в этом есть и
положительная сторона - ведь отсутствие мирских соблазнов дает возможность углубиться в духовную сферу, посвятить себя поискам истины.
ЧЕЛОВЕК И ИДЕЯИ шейх Ясин нашел свою истину - еще в ранней молодости, когда он, уроженец Палестины, учился в египетском исламском университете Айн-Шамс. Там он приобщился к "Братьям-мусульманам", экстремистской организации, видевшей
первопричину всех бед мусульманского мира в отходе от первоначального чистого ислама. Ахмед Ясин навсегда связал свою судьбу с исламскими фундаменталистами, и во всей его дальнейшей деятельности преданность идее исламизма сочеталась с ненавистью, которую он испытывал по отношению к евреям, создавшим на земле Палестины свое государство.
Он возвращается в Палестину и за незаконное хранение оружия в 1984 году приговаривается израильским судом к 13 годам тюрьмы. Но уже через год, когда израильтяне решили обменять нескольких своих солдат, захваченных палестинскими
боевиками, на политзаключенных, Ясин выходит на свободу, а спустя еще два года создает организацию ХАМАС (Исламское движение сопротивления). В этом коротком слове - вся цель борьбы, двойная задача: борьба за свободу Палестины и за
торжество идей ислама. Ясин с презрением отвергает оппортунистическую тактику Ясира Арафата, маневрирующего между арабскими лидерами, согласившегося в 1988
году с идеей "двух государств" на палестинской земле.
Так возник раскол в палестинском сопротивлении. Израильтяне были не против возникновения оппозиции Арафату; существует версия, согласно которой израильские спецслужбы поощряли создание ХАМАСа, видя в нем противовес арафатовской группировке. Но уже вскоре израильтянам пришлось убедиться в своем просчете. ХАМАС стремительно набирал популярность, а Ясин превратился в того духовного вождя, вдохновителя палестинского сопротивления, каким он оставался до конца своей жизни. Этому способствовали три фактора. Во-первых, сама харизматическая личность шейха. В последние годы одним он напоминал аятоллу Хомейни, другие видели в нем черты Усамы бен Ладена. И вправду в нем было что-то от обоих. На покойного иранского имама он походил внешним обликом благочестивого старца, сурово клеймящего упадок нравственности, аморальность, распущенность и коррупцию. С бен Ладеном шейха Ясина роднила абсолютная убежденность в допустимости самых жестоких средств борьбы с врагом,
полнейшее равнодушие к человеческой жизни. И тот и другой были близки шейху своей фанатичной верой в то, что, уничтожая израильтян и американцев, они выполняют волю Аллаха, повелевшего не знать пощады в борьбе с врагами ислама. В отличие от Арафата, жившего в роскошной резиденции и беспрерывно разъезжавшего по всему свету, Ахмед Ясин был известен своим аскетизмом, жил в бедном районе Газы, в скромном доме рядом с автомастерской.
Во-вторых, на авторитет ХАМАСа работала обширная благотворительная деятельность движения. Его деятели создают школы и больницы, кассы взаимопомощи, берут на
себя заботу о семьях обездоленных, и многие палестинцы видят в хамасовцах своих защитников. В-третьих, разочарование в нравственных качествах светских политических лидеров. Все большее число палестинцев видят в аппаратчиках из администрации Арафата просто обуржуазившихся бюрократов, далеких от простых людей и
преследующих собственные интересы. На этом фоне религиозные радикалы выгодно отличаются как своим образом жизни, так и искренней верой в идеал исламской справедливости, готовностью к самопожертвованию.
Все эти черты ХАМАСа и его вождя, принесшие им впоследствии невероятную популярность, еще только начинали проявляться в конце 80-х годов, но израильские власти уже разглядели угрозу. Шейх Ясин был вновь арестован и приговорен к пожизненному заключению. И опять повторилась та же история:
израильтянам понадобилось освободить двух своих попавших в плен разведчиков, и в рамках обмена Ясин был освобожден после девяти лет пребывания в тюрьме. Когда он в 1997 году вышел на волю, в Палестине была уже совсем другая обстановка. Выполнялись соглашения Осло, Арафат вернулся, была создана палестинская администрация и казалось, что дело идет к реализации плана создания палестинского государства наряду с еврейским. Но все это было лишь иллюзией.
ПОЛИТИКА И ТЕРРОР"Вооруженная интифада" началась осенью 2000 года вскоре после того, как Арафат отверг предложенный ему премьер-министром Израиля Бараком план урегулирования. Фиаско политики Барака привело к новым выборам, на которых победу одержал блок "Ликуд", и его лидер Ариэль Шарон стал премьером. Главной и характерной чертой новой интифады стала организация взрывов смертниками-самоубийцами, и здесь
решающее слово принадлежало ХАМАСу. Именно хамасовцы и поставляют основной контингент "шахидов", добровольно идущих на смерть для того, чтобы унести с собой в могилу как можно больше израильтян. Несколько лет назад автор этих строк на конференции в Александрии разговаривал с палестинцем, не скрывавшим своего знакомства с хамасовцами. На вопрос, в чем смысл убийства сотен мирных граждан, он ответил: "Это война нервов - кто первым дрогнет. Если человек не знает, вернутся ли сегодня живыми его жена и дети, отправившиеся в кафе или магазин, если сам он на улице каждую минуту с тревогой всматривается в лица прохожих - а не террорист ли идет навстречу, - разве это
жизнь, сколько можно так жить? В конце концов израильская элита уедет в Америку, а остальные будут так деморализованы, что не смогут противодействовать
восстановлению власти арабов над всей территорией Палестины". Сам шейх Ясин никого в жизни пальцем не тронул, он не осуществлял конкретное руководство террористическими акциями, но был главным идейным вдохновителем террора, благословлял "шахидов" и считал законной мишенью всех жителей Израиля. Он и другие лидеры ХАМАСа и прочих экстремистских группировок категорически воспротивились созданию такого палестинского государства, которое было
предусмотрено "Дорожной картой". Их цель - не перекройка границ в том или ином варианте, не компромисс, не раздел Иерусалима, а уничтожение Израиля, который они и государством не признают, употребляя лишь термин "сионистское образование". Они знают, что после создания двух государств им вообще не будет места в новой Палестине. И каждый раз, как только появляется просвет и
намечаются переговоры, ХАМАС наносит удар, прекрасно понимая, что Шарон тут же ответит и погибнут мирные палестинцы. В свою очередь и Шарон знает, что сразу
после того, как израильский вертолет выпустит ракету по автомашине, в которой лидер ХАМАСа или Исламского джихада едет по многолюдным улицам Газы, последует новое покушение смертника. Крайности сходятся. Все выглядит так, что ХАМАС
играет на руку Шарону, и наоборот. Поочередно делаются ходы. Это какая-то кровавая шахматная доска, где шаха и мата быть не может: палестинские террористы не сумеют истребить всех евреев и уничтожить Израиль, а израильтяне
не смогут погрузить в автобусы более трех миллионов арабов и депортировать их за пределы Палестины. В результате ответных ударов Израиля палестинцев гибнет в три раза больше, чем израильтян. Новый лидер ХАМАСа Абдель Азиз Рантиси (именно он осуществлял оперативное руководство действиями "шахидов"
сказал: "Единственное, что может
помочь палестинцам, - это установление баланса страданий". Иначе говоря, число убитых евреев должно сравниться с числом убитых арабов - вот тогда будет порядок.
Естественно, и на израильской стороне давно появились и действуют экстремисты. Достаточно вспомнить американского раввина Меира Кахане, создавшего в свое время в Израиле организацию, которую можно было считать зеркальным отражением ХАМАСа. Его убили в Америке, но последователей у него немало, особенно из числа еврейских поселенцев на Западном берегу Иордана. Их насчитывается 230 тысяч,
это решительные люди, убежденные в том, что их поселения должны быть сохранены как символ еврейского присутствия на Земле обетованной. Мне довелось 12 лет тому назад в Иерусалиме быть свидетелем поразительного зрелища: на улице Яффа десятки людей с криками окружили автомашину. Оказалось, что премьер-министр Ицхак Рабин решил прогуляться по городу, и тут его подкараулили поселенцы,
приехавшие в столицу, узнав, что он намерен демонтировать некоторые поселения. На моих глазах телохранители запихивали в автомобиль главу правительства под
оглушительные крики: "Предатель!" Через три года Рабин был убит молодым евреем - экстремистом, решившим отстаивать интересы поселенцев. В такой обстановке убийство Ясина вряд ли сможет прекратить террор. На его место встанет другой, не столь харизматический лидер, не обладающий авторитетом
духовного вождя. Трудно предположить, что ХАМАС будет настолько напуган гибелью еще одного лидера, чтобы свернуть свою деятельность. Руководители ХАМАСа знают, что по большому счету все они обречены и, скорее всего, рано или поздно погибнут, как и их предшественники. Они не боятся смерти. Ожесточение с обеих сторон будет расти, и, видимо, немало крови еще прольется в древней стране. Поводов для оптимизма и так было мало, а сейчас их стало еще меньше. "